11_Venice.jpg

 КУРС #11 

 МИРОВЫЕ ВЫСТАВКИ 
 СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА 

4 онлайн-лекции

4000 ₽

ЗАПИСАТЬСЯ НА КУРС 

Сегодня в мире насчитывается более 125 Биеннале современного искусства и число их увеличивается каждый год. Но диктовать вкусы и делать прогнозы могут лишь самые авторитетные. В блоке лекций вы узнаете о самых значимых для истории искусства мировых форумах: Венецианская биеннале, Documenta, Manifesta, Skulptur Projekte Münster.

АВТОР КУРСА

Дмитрий Пиликин

художник, куратор, арт-критик, искусствовед. Читает лекции по различным аспектам современного искусства: СПбГУ (факультет искусств, исторический факультет (кафедра музеологии), факультет философии, Смольный институт, Лекторий молодежного центра Государственного Эрмитажа, ГЦСИ, PERMM museum (Пермь), Новый музей (СПб), Фонд поддержки визуальных искусств «Эра» (Москва). Публикации: The Art Newspaper Russia, Арт-Хроника (Москва), Художественный Журнал (Москва), Интерьер+Дизайн/ Антиквариат (Москва), Сельская Жизнь (СПб), Imago: Another European Photography (Bratislava), Kwartalnik Fotografia (Poland).

ПРОГРАММА КУРСА

11_Munster
11_Manifesta
11_Documenta

1. ВЕНЕЦИАНСКОЕ БИЕННАЛЕ

Раз в два года тысячи человек со всего мира приезжают в Венецию, чтобы посмотреть на современное искусство. В этом году оно пройдет в 58-й раз. Это самое статусное биеннале в мире.
Венецианская арт-биеннале — что-то вроде чемпионата мира по футболу, только в сфере искусства. Каждая страна готовит свою программу и выставляет самых интересных современных художников и кстати — фотографов. Профессиональное жюри их оценивает и вручает приз «Золотой лев» за лучший национальный павильон, а также отмечает нескольких отдельных авторов, представленных в общих павильонах. Одновременно с основной конкурсной программой проходит параллельная программа (так называемые «collateral events»), многочисленные «открытые столы» («open table») с участием профессионалов и звезд арт-индустрии, а также образовательные программы. Все это длится несколько месяцев.
В лекции Дмитрий Пиликин расскажет о истории ее создания, проведет краткий обзор ее основных исторических этапов, структуры и устройства, история Российского павильона и работах разных авторов, которые выставлялись на этом престижном форуме, пояснит идеи их проектов.

2. DOCUMENTA – пятилетки современного искусства

Раз в пять лет немецкий город Кассель на три месяца превращается в огромный арт-объект — именно с таким перерывом в городе проходит одно из главных событий в мире современного искусства — Documenta. В это время, тихий и зеленый Кассель на 100 дней становится местом паломничества зрителей со всего мира. Обычно Documenta открывается в начале июня и проходит до начала сентября. На все лето Кассель превращается в большой выставочный зал, поскольку искусство располагается не только в старинных музеях и специально построенных павильонах, но и по всей территории огромного ландшафтного парка, заложенного еще в 18 веке. Живопись, графика, скульптура, инсталляции, монументальные объекты, фотография, видео, перформанс, новые технологии. Для каждой Documenta выбирается новый куратор, который определяет идею и концепцию всей выставки и сам отбирает художников. А временной отрезок в пять лет позволяет Documenta быть одной из важнейших выставок современного искусства, определяя тенденции на годы вперед.

3. MANIFESTA — лекарство для Европы и испытание для России

Манифеста (Manifesta) — кочующая европейская биеннале современного искусства, так как в отличие от других биеннале она каждый раз проходит в новом месте (организаторы рассматривают её кочевничество как страховку от коррумпированности).

«Манифеста» созданная свободной Европой после разрушения Берлинской стены должна была явить миру динамику актуального художественного процесса на фоне новых географических, социальных и политических ситуаций в Европе. Задача «Манифесты» заострить внимание на «о чём это?». Мы привыкли понимать кураторский проект, как обязательное кураторское высказывание большой выставки. Дмитрий Пиликин лично встречался с куратором «Манифесты» Каспером Кёнигом и беседовал о концепции и проблемах подготовки биеннале в Петербурге. В лекции мы подробно расскажем о том, как биеннале была создана, опишем концепцию и идеи предыдущих 9-ти Манифест, обсудим как «Манифеста» выбирает города, а также почему «Манифеста 10» проходила в Санкт-Петербурге и как захватила Эрмитаж: померкло ли современное Елена Елена 18:02 искусство перед сокровищами коллекции одного из мировых музеев или вступило в диалог. Итак, опыт «Манифесты» показывает, что современное искусство можно выставлять везде, от Люксембурга до Урюпинска и оно способно конденсироваться в некое облако и свободно лететь в любую географическую точку, чтобы поднять важные вопросы.

4. Скульптурный проект Мюнстер» (Skulptur Projekte Münster)

Скульптурный проект Мюнстер (Skulptur Projekte Münster) — это огромный музей под открытым небом, который встречает гостей раз в 10 лет (в 2017 году состоявшийся в пятый раз). Десятилетие для этого проекта — достаточный промежуток времени, чтобы понять, насколько сильно меняются теории и практики.

Skulptur Projekte Münster — не «про скульптуру»: это объекты, инсталляции, перформансы, звуки и явления на стыке физического и цифрового миров. Проект исследует как такие понятия как «скульптура», «выставка», «общественные пространства», «публика» постепенно размываются. Зритель принимает активное участие в некоем квесте, следуя по карте «Скульптурных проектов», на которой отмечены не только работы последнего 2017 года, но и те, которые остались от предыдущих выставок. То есть гуляя по городу вы изучаете темпоральные изменения объектов за 40 лет существования проекта. Разрастание органично вписанной скульптуры в городское пространство обеспечивается крупным проектом под открытым небом «Skulptur Projekte Münster», который каждые десять лет привлекает огромную международную аудиторию. Каждое такое скульптурное мероприятие приносит посетителям около 60 скульптур, которые можно найти в городе со времен первой выставки в 1977 году. Специальная маршрут «Skulp.Tour Münster» указывает путь к работам Генри Мура, Ричарда Серра, Класа Олденбурга или Розмари Трокель. Шесть туров ведут зрителя через старый город, вокруг водохранилища Ааси, мимо замка, через ботанический сад и университетский квартал. Мюнстер провел уже скульптурный проект в пятый раз. Многочисленные новые произведения искусства добавлены во время последнего проекта с 10 июня по 1 октября 2017 года. Это около тридцати новых художественных позиций наполнили город экспериментальным современным искусством: что-то среднее между классической скульптурой и перформативным искусством. Например, создан консультационный центр по вопросам татуировок людей старше 65 лет, и первый посетитель, дедушка Детлеф Крэйн сделал свою первую татуировку с именем внучки Johanna. :)

Please reload